вторник, 7 декабря 2010 г.

ТРИЗисная стратегия


А теперь – вопрос на миллион: как найти простое решение сложной проблемы? Задумался? Это хорошо!
А вот варианты ответов: ждать внезапного озарения, действовать методом тыка и, наконец, вычислить это решение, используя четкий алгоритм. Последний называется ТРИЗ, его цель – указать нестандартный выход их любой ситуации.
Интересно? Тогда начнем разбираться!
Каждый божий день нас атакуют проблемы разного характера и природы. Причем некоторые из них отличаются особой мудреностью, так что, сталкиваясь с ними, мы только разводим руками и задаем вечный вопрос: «Что делать?» К сожалению, некогда данный на него остроумный ответ: «Если лето, то собирать ягоды и варить из них варенье, а если зима – пить с этим вареньем чай» - не всегда способен нас удовлетворить. Нам позарез нужно конкретное, деловое решение, нужно настолько, что чая с вареньем организм уже не принимает. Что же все-таки делать? Как решить сложную жизненную задачу? И вот в ход идут народные способы: гадание на кофейной гуще, тыканье пальцем в небо и надежда на великий авось. Неужели нет других методов, исключающих или хотя бы уменьшающих случайность в обнаружении ответа? Есть – благодаря советскому ученому Генриху Альтшуллеру.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Генрих Альтшуллер был убежден, что изобретать изящные решения может любой. Сам он изобретал с детства. В 17 лет он получил свое первое авторское свидетельство, а к 24 годам число его изобретений перевалило за 10. Ученый категорически не согласен с тем, что открытия приходят неожиданно, и задался целью выяснить, есть ли у творчества свои закономерности. Проанализировав более 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, Альтшуллер сделал любопытные выводы, которые объединил в Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ТРИЗ – это технология творчества, исходящая из того, что любое изобретательское решение закономерно. А значит творческое воображение человека, сталкивающегося с той или иной проблемой, можно усилить, преодолев психологическую инерцию. Говоря проще, с помощью ТРИЗ ты не будешь биться головой о стену в надежде вбить себе искомое решение, а сделаешь пять простых и уверенных шагов на пути к оригинальной идее.
ШАГ 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Внезапно возникшая проблема порой на столько обескураживает человека, что он не может понять ее суть. Поэтому на первом этапе ТРИЗ предлагает четко сформулировать проблему и цель, достижение которой позволит ее устранить.
НАПРИМЕР
Один кинотеатр стал прогорать по причине того, что во время сеанса дамы не снимали шляп, вызывая недовольство зрителей. Администрация кинотеатра повесила в гардеробе соответствующее объявление, призывала женщин к вежливости по громкоговорителю – результат нулевой. (проблема). Как же заставить упрямых дам снимать шляпы? (цель)
ШАГ 2. ФОРМУЛИРОВКА ИДЕАЛЬНОГО КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА (ИКР)
На данном этапе следует дать волю мечтам и представить идеальное решение проблемы, т.е. без каких-либо затрат, осложнений и нежелательных эффектов. Все лучшее, как сказал поэт, дается в мире даром. Разве действие без усилия не голубая мечта человека? Конечно, достичь ИКР практически невозможно, но , представив его, мы поймем, к чему надо стремиться.
НАПРИМЕР
В случае с кинотеатром и шляпами дамы сами, без каких-либо призывов извне, должны захотеть снять головные уборы. Это и будет идеальный конечный результат.
ШАГ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
В проблемной ситуации всегда есть камень преткновения, который не дает тебе решить задачу. Нужно выявить этот фактор, понять, что именно мешает идеальному развитию событий. В общем виде это выглядит так: чтобы задача была решена, должно выполниться действие «А», потому что такова реальность.
НАПРИМЕР
Геологи, ведущие исследования в Аляске, жаловались на лис, которые перегрызали кабели измерительных приборов. Противоречие в следующем: лисы не должны грызть провода, поскольку этим они наносят ущерб людям, однако лисы грызут эти провода.
ШАГ 4. ОБЗОР РЕСУРСОВ
J А 4 и 5 ШАГИ мы рассмотрим в следующей статье.
Если тебе понравилась статья, напиши комментарий и сделай анонсы статьи в социальные сети.